Виктор Васнецов

размещено в: О художниках | 0

Виктор Васнецов - Автопортрет

Виктор Михайлович Васнецов — русский художник, один из основателей российского фольклора и романтического модерна в живописи.

Его небезосновательно можно считать одним из наиболее выдающихся живописцев в истории России, а также — ключевой фигурой в жанрах модерна и символизма, содержащего элементы средневекового эпоса.
Виктор Васнецов родился в 1848 году в глухой деревне Вятской губернии Лопьял. В семье он был шестым ребенком. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был сельским священником и очень образованным человеком.

Михаил серьёзно изучал естествознание, астрономию и живопись. Интерес к этому передался и самому Виктору Васнецову. Следует отметить, что и дедушка художника был знатоком живописи. Поэтому совсем неудивительно, что двое из троих сыновей Михаила Васнецова, Виктор и Аполлинарий, стали замечательными художниками, (третий стал школьным учителем). Именно жизнь в Лопьяле развила в молодом Викторе Васнецове любовь к живописи. Предпосылками уникального стиля художника стали детские увлечения — рисование пейзажей родного села, а также изображение сцен деревенской жизни.

Заречная слободка Берендеевка, Васнецов

 

Помимо этого, Виктор с детства интересовался народными сказками, приметами и преданиями, что непосредственно отразилось в его творчестве.

Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. Васнецов
В период с 1858 по 1862 года Виктор Васнецов обучался в духовном училище. Позже он перешел в Вятскую духовную семинарию, которую впоследствии бросил, чтобы переехать в Петербург и обучаться в Академии художеств. Там он знакомится с великими русскими мастерами живописи — Крамским и Репиным, которые окажут на творчество Васнецова очень серьёзное влияние.
В 1876 году Репин пригласил Васнецова присоединиться к колонии художников-передвижников в Париже, которые изучали классическую живопись и старались привнести её элементы в собственное творчество, а также устраивали выставки своих работ. После этой поездки в 1884-1889 годах Васнецов получил заказ на создание фресок в Свято-владимирском соборе в Киеве. Эта работа позже очень высоко была оценена критиками и художниками.
В Киеве он закончил ранее начатую работу над шедевром «Иван царевич на сером волке» и начал, наверное, самую известную свою картину — «Богатыри».

Иван Царевич на сером волке  Васнецов

 

В 1885 году Васнецов отправляется в Италию. В том же году он работает над декорациями и костюмами для оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». Следует отметить, что темы народного искусства и русских народных сказок в частности проходят через всё творчество художника, проявляясь либо незаметными деталями, либо становятся основополагающими мотивами.

Баба-Яга Васнецов

 

Следующие два десятилетия оказались очень продуктивными для художника, ведь именно на рубеже веков Васнецов окончательно разработал уникальный самобытный стиль живописи, центральное место в котором стали занимать герои сказок со своими эмоциями и чувствами.

Гамаюн - птица вещая. Васнецов

 

В 1906 году Васнецов начинает работу над мозаиками для собора Александра Невского в Варшаве, которая закончится в 1911. Так же он участвует в проектировании собора Александра Невского в Москве. Кстати, достижения в области архитектуры и проектирования вообще характерны для художников, изображающих реальных живых людей и картины быта – видимо, основную роль тут играют постоянно совершенствующиеся знания пропорций и умение изображать перспективу.

Крещение князя Владимира, Васнецов

 

В 1912 году Виктор Васнецов получил дворянский титул от царя Николая II.
Как уже говорилось выше, Васнецов создал и развил особенный, «сказочный» стиль.

Ковер-самолет. Васнецов

 

Именно это является наиболее узнаваемой чертой во многих его картинах. С невероятной реалистичностью и тонким чувством ситуации Виктор описывает природу, которая также становится полноправным участником сюжета картины и отображает общую атмосферу обстановки.

 

Богатыри

В центре картины мы видим фигуру Ильи Муромца. Это могучий воин, которому чужды излишества и показное величие – обратите внимание на его аскетичные доспехи.Илья Муромец предстаёт перед зрителем как богатырь, обладающий огромной внутренней силой, спокойствием и уверенностью. Такие черты читаются во взгляде Ильи и в его жестах. По правую сторону от него самый молодой из троицы — Алеша Попович. Художник намеренного выделяет его как самого молодого богатыря, изображая безбородым юношей со смелым, немного улыбающимся лицом. В былинах Алёша предстаёт как самый находчивый и остроумный богатырь, придумывающий нестандартные решения самых сложных задач. Многогранность его натуры подчёркивают лук в руках и гусли, прикрепленные к седлу. И третий богатырь — Добрыня Никитич. Его тонкие черты лица вкупе с очертаниями фигуры и жестами выражают величественность, мудрость и рассудительность. Обратите внимание на расположение героев и перспективу картины – зритель находится как бы чуть ниже богатырей, этот приём придаёт троице ещё большую внушительность и величественность.

Картина богата деталями, и каждая из них имеет свой смысл, несет какое то значение. Особенно ярко выражает общую атмосферу природа – посмотрите на это предгрозовое хмурое небо, которое очень символично выражает опасность и предстоящие битвы. Под стать этому богатыри облачены и вооружены специально для немедленного реагирования в случае какой-либо угрозы. Наиболее показателен здесь, безусловно, Илья Муромец, который не снимает палицу с руки даже во время прикрывания лица от солнца.Богатыри. Васнецов

 

Алёнушка

Картина написана на основе одной из столь горячо любимых художником русских народных сказок — «О сестрице Аленушке и братце Иванушке».
Первое, что бросается в глаза зрителю картины – поза девушки (крайне закрытая, она фактически сжимается в комок от тревоги и чувства беспомощности), её печальное усталое лицо. Всё это указывает на то, что силы Алёнушки на исходе, она очень устала и близка к отчаянию — посмотрите на растрёпанные волосы и разорванный после долгого скитания по лесу сарафан. Памятуя о том, что Виктор Васнецов является мастером символизма, обращаем внимание на природу, изображенную художником – тёмный беспросветный лес за спиной девушки отображает мрачные и тревожные мысли в её голове. Ветка прибрежного деревца так же, как и Алёнушка, понуро склоняется к воде. Кстати говоря, художник долго не мог изобразить задумчивый и тревожный взгляд главной героини до тех пор, пока не встретил молодую сельскую девушку из Ахтырки, которая и стала прообразом Алёнушки.

Аленушка Васнецов

 

Витязь на распутье

В центре картины мы видим русского богатыря верхом на коне. Доспехи, конь, окружающая обстановка — во всем видно трепетное отношение Васнецова ко всем деталям. Покорно склонённая голова коня показывает его преданность хозяину и готовность нести его через самые опасные испытания.  Но и недоброе предчувствие также читается в этом печальном наклоне головы.

Да и сам всадник задумчив и мрачен – это можно почувствовать, даже не видя выражения его лица. Вся окружающая атмосфера тоже символизирует грядущие опасности – посмотрите на этих жутких воронов и разбросанные человеческие и животные останки. Обратите внимание на саму композицию картины – всадник расположен у края полотна, чтобы за ним не было видно тропинки. Такой изысканный приём художник использует для передачи сюжета картины  – у богатыря просто нет другого пути, он не может повернуть назад и должен именно сейчас выбирать дорогу. Таким образом, мы видим, что решительный и смелый герой картины трезво оценивает последствия своего выбора, но не собирается отступать.

Витязь на распутье. Васнецов

Оставить ответ