Жорж Сера

размещено в: О художниках | 0

Georde_Sera

Жорж Сера — один из самых ярких представителей жанра постимпрессионизм, изобретатель жанра пуантилизм, известный французский художник.

Несколько десятков лет до рождения Жоржа, а также на протяжении почти всей его жизни во Франции господствовал импрессионизм — жанр живописи, представители которого стремились создавать технику рисования, которая бы  давала возможность наиболее естественно и правдоподобно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления и чувства. Отметим, что постимпрессионизм сравнивать с импрессионизмом не всегда правильно, потому что, когда идёт речь о постимпрессионизме, нужно понимать, что это течение объединяет большое количество разнообразных методик и техник, не объединённых одной школой. Жорж Сера является представителем этого течения, но также представителем постимпрессионизма является и Винсент Ван Гог, хотя манера работы этих двух мастеров отличается кардинально.

Среди тех, кто решил отступиться от канонов уже признанного импрессионизма и попробовать создать новый стиль, были трое известнейших мастеров — Поль Гоген, Жорж Сера и Поль Сезанн. Кстати говоря, именно Сера был ближе всех к традиционному импрессионизму — его работы изображают именно естественную, повседневную жизнь парижан. Отметим, что Сера создал своё направление постимпрессионизма, которое называется пуантилизм. Суть этой техники живописи заключается в использовании точечных мазков специальной формы и цвета. Этот стиль можно сразу же узнать по такому признаку, как отсутствие смешивания красок как такового — полотна, выполненные в пуантилизме, выглядят как бы состоящими из точек.

Жорж Сера

 

Жорж Сера родился в  1859 году, в Париже. Будучи сыном богатых родителей, ему никогда не приходилось задумываться о том, чтобы зарабатывать себе на еду или на кров. Это дало ему возможность полностью посвятить себя изучению живописи. Кстати говоря, изначально мастер работал только с чёрно-белыми рисунками для того, чтобы освоить тона. Также Сера изучал свойства линий и их восприятие на человека. В его записках были обнаружены тезисы о том, направленность линий, преобладающих на картине, способна передать какое-либо настроение и создать необходимую атмосферу. К примеру, горизонтальные линии, по Сера, передают спокойствие и безмятежность.

Сера является сторонником научного подхода к живописи — он долгое время изучал теорию разложения цветов, чтобы понять, какие сочетания и формы выглядят наиболее впечатляюще и естественно. Именно научный взгляд на восприятие цветов человеческим глазом, а также точный расчёт сформировали вышеупомянутый пуантилизм — по сути, создание сложных картин, обладающий высокой художественной ценностью из точек разных форм и цветов.

Жорж Сера

 

Прожил мастер совсем недолго, он скончался в возрасте 31 года. Однако он оставил несколько шедевров, а также изобретённый им стиль, который очень сложен и требует кропотливой работы. Как можно увидеть на работах Сера, создание картины при помощи специально подобранных точек создаёт очень живые и естественные краски, которые отлично воспринимаются с разных расстояний. Смешивание цветов происходит не на холсте, а как бы на сетчатке глаза зрителя.

 

Воскресный день на острове Гранд-Жатт

Одна из самых известных картин в мире. Сейчас оригинал хранится в коллекции Чикагского института искусств. Картина является классическим примером пуантилизма — если присмотреться, она состоит из множества разноцветных точек. А если отдалиться и посмотреть с дистанции, то можно почувствовать атмосферу беззаботного выходного дня, когда горожане отправляются на прогулку по берегу реки Сена.

Необычайно тщательно продуманная цветовая гамма и точно подобранная композиция создают насыщенную атмосферу лени, безмятежности и праздности — богатых жителей прибрежных районов Сены разморило от тёплого солнца, всё очень неспешно, неторопливо и даже немного чванно. Дамы прикрываются зонтиками от солнца, выгуливают домашних животных (на переднем плане мы можем видеть аристократку с обезьянкой на поводке).

Отметим, что немало критиком разгромили эту работу — в негативных рецензиях, как правило, отмечалось, что «все силуэты четкие и яркие, но, при взгляде на лица видны только размытые неоформленные изображения, в которых смутно угадываются черты лица. Из-за этого все люди, изображённые на полотне, напоминают какие-то неживые фигуры». Однако художник ещё при жизни комментировал подобную критику, отмечая, что он не стремился к тщательной прорисовке лиц, самой важной задачей для него было передать обстановку, атмосферу.

Воскресный день на острове Гранд-Жатт

 

Цирк

Последняя работа мастера — он скончался, не успев её завершить, последние штрихи наносились Люсом, художником-импрессионистом и хорошим другом Сера.

Жорж Сера часто заходил в цирк «Фернандо», засиживаясь на представлениях со своими инструментами. Ещё один пример очень тщательной и скрупулёзной работы, если учесть, что на картине десятков персонажей, а Сера работал своим привычным методом, прорисовывая всё точками. Снова выделяем блестящую работу с цветами — тона мягкие, приглушённые, сразу навевающие воспоминания о цирковых аренах.

Весьма характерна композиция картины — мастер не стремился запечатлеть какой-либо конкретный момент, его цель — настроение и атмосфера циркового представления в целом. Интерьер, изображенный на картине, персонажи и декорации выполнены в схожей цветовой гамме и расположены так, чтобы вызывать полноты и целостности.

Цирк Жорж Сера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *