Уильям Блейк

размещено в: О художниках | 0

Блейк автопортрет

Имя этого английского художника и поэта известно многим любителям классической готики. Хотя, нам, как ресурсу, посвящённому изобразительному искусству, Блейк-художник ближе Блейка-поэта, мы постараемся кратко рассказать о его творчестве в целом.

Несомненно выдающийся мастер Нового Времени родился в 1757 году в Лондоне. Если быть точным, это было 28 ноября — именно в этот день в небогатой многодетной семье простого лавочника раздался первый крик новорождённого Уильяма. И мать,и и отец мастера являлись глубоко религиозными людьми, протестантами,  и именно они привили Уильяму любовь к Библии, которая позже станет одним из основных мотивов его творчества.

Уильям получил хорошее художественное образование, ведь с 7 лет до 21 года он обучался у известного гравюра Джеймса Безира. Отметим интересный момент — в возрасте около 10 лет Уильям получил в подарок от отца несколько альбомов с работами Рафаэля Санти, Мартина ван Хемскера и Микеланджело.

Юноша поразился невероятной, анатомической точности изображений людей, и этот факт также очень сильно повлияет на творчество мастера. Обратите внимание: его персонажи — гротескные, пугающие, мистические — имеют очень правильные, мастерски нарисованные фигуры, и от этого они пугают ещё больше. Кстати говоря, даже репродукции картин Уильяма Блейка до сих пор способны создать в помещении мистическую, гнетущую атмосферу.

Блейк Иерусалим

 

Семейное положение Уильяма на протяжении сознательной части его жизни было довольно стабильное и стандартное — он, будучи довольно молодым человеком, полюбил простую девушку из крестьянской семьи —  Катерин Буше, с которой впоследствии прожил до самой смерти. А вот психологическое состояние мастера было весьма интересным и мягко говоря, выделяющимся — на протяжении всей жизни он утверждал, что его посещают духи и различные мистические образы.

Впервые это случилось с Уильямом, когда ему было всего 4 года. Мальчик сам описал это как «в окно комнаты, в которой я находился, заглянул человек. Я сразу понял, что это был Бог и очень испугался».

Уильям Блейк

 

Впоследствии духи и различные мистические видения посещали Уильяма часто. Например, когда молодой художник погожим летним днём наблюдал за работой косарей на поле, он увидел несколько высоких, статных человеческих фигур в белых, сияющих одеждах, которые исчезли через некоторое время.

Также, будучи совсем маленьким ребёнком, он перепугал домочадцев новостями о том, что дерево, растущее поблизости дома семейства, стало вдруг «облеплено множеством ангелов, с крыльев которых летели блёстки, и их было много, как звёзд на небе». Не зря коллеги называли Блейка «мастером, рисующих с натуры призраков». Возможно, именно в такой особенности психики Блейка скрыт секрет его живописи, пугающей и загадочной.

Искушение и падение Евы

 

Позже, когда он рассказал о своём мистическом опыте художнику Джону Варли, тот был настолько поражён рассказами Блейка, что попросил его сделать зарисовки работ своих видений. Так появилась известная серия работ «Головы призраков».

Это были портреты различных известных людей и существ, причём в этой серии присутствовали как реально существующие люди, как Сократ, Юлий Цезарь и Вольтер, так и выдуманные, как, например, Робин Гуд. Особое место в «Головах призраков» занимает совсем невероятная работа  — «Голова духа Блохи».

Голова призрака блохи

 

Уильям утверждал, что этот призрак посещал его дважды. Одно из объяснений странной внешности да и вообще самой концепции «Призрака Блохи» заключается в том, что такое обличье принимают после смерти люди, которые при жизни «пили кровь других людей», то есть были особенно безжалостными и эгоистичными.

Однако, это только одна из версий. Видимо, этот портрет впечатлил и самого мастера, ведь позже он решил создать одну из своих самых известных картин, «Дух Блохи», где изобразил причудливую, пугающую фигуру этого персонажа в полный рост. Немного позже мы поговорим об этой работе отдельно, она требует особого анализа.

Уильям Блейк был также и весьма успешным поэтом. Как и в изобразительном искусстве, тема христианства и Бога стала центральной для мастера. Несмотря на то, что основная масса работ была посвящёна религии и мистике, многие из них стали очень известны в широких кругах. Например, стихотворение «Иерусалим», всё же содержащее в себе большое количество религиозным аспектов, стало ни много ни мало неофициальном гимном Великобритании, так считается и по сей день.

Блейк иллюстрации к библии

 

Многие из наших уважаемых читателей могут подумать, что Блейк был далёким от науки гениальным чудаком, которого посещали призраки, мифологические и сказочные персонажи. Однако мы поспешим развенчать это представление – Уильям, отлично владевший искусством гравюры, изобрёл новаторский, революционный способ рельефного оттиска, который был более качественным и быстрым по сравнению со старыми технологиями.

По большому счёту, Уильям создал этот способ для своих великолепных иллюстраций к Библии. Однако новый способ рельефного оттиска получил признание среди мастеров печатного дела и вскоре был введён в самый широкий оборот.

blake

 

Совсем незадолго до смерти мастер принялся за работу над иллюстрациями к «Божественной Комедии» — действительно, произведение такого плана просто не могло пройти мимо Блейка, который вообще ставил религиозные мотивы в центр своего творчества. Он хотел выполнить в форме гравюры все изображения, из тех, что создал, но, к сожалению, успел обработать лишь семь пластин.

Уильям Блейк божественная комедия

 

Кстати говоря, сам момент ухода из этой жизни Уильяма Блейка был весьма таинственным и загадочным. Всю первую половину последнего дня своей жизни мастер работал над «Божественной Комедией», а затем вдруг попросил свою супругу оставаться неподвижной, чтобы нарисовать её портрет (ныне утерянный). После завершения этой работы, Уильям немного передохнул, а затем начал распевать церковные гимны и песнопения. Это продолжалось до 6 часов вечера, когда мастер скончался.

Дом смерти

Любопытно, что супруга Уильяма, Катерин, после смерти мужа распродала многие его работы, однако ни одну сделку она не заключала, не посоветовавшись с «самим мистером Блейком».

Действительно, Катерин утверждала, что дух её мужа постоянно подсказывает ей наилучшие решения и варианты действия, а также утешает и подбадривает её. Члены семьи, в которую она устроилась работать экономкой, рассказывали, что в момент смерти Катерин стала звать Уильяма, и, когда сообщила, что видит  его, её лицо стало необычайно радостным и светлым.

 

Теперь немного об основных шедеврах Блейка.

Призрак Блохи (другое название — «Дух Блохи») является одной из самых узнаваемых работ Блейка. В центре полотна изображена жуткая человекоподобная фигура, покрытая чешуёй. Она держит уродливыми лапами чашу с человеческой кровью, жадно всматриваясь в остатки своего лакомства.

Эта картина очень хорошо характеризует специфику работ мастера — Дух Блохи имеет относительно реалистичные пропорции (обратите внимание на то, как качественно и реалистично прорисованы мышцы), но также в нём есть несколько инфернальных черт. Прежде всего, это пугающее лицо, в котором причудливо смешались человеческие и звериные черты. Маленькая голова покрыта крупной, отвратительной чешуёй, уши создания огромны и заострены, изо рта показывается длинный, извивающийся, как у рептилий, язык. Именно в таком сочетании характерной для Нового времени реалистичности, объёмности человеческих фигур и чисто блейковской, пугающей атмосферы и заключается один из главных феноменов творчества мастера.

Обратите внимание на фон, созданный мастером — мы можем видеть золотые звёзды, достаточно мягкое освещение и бархатную синеву. Если бы не центральная фигура, картина смотрелась бы весьма уютно, однако в центре изображен пугающий монстр. Задумка Блейка была такова, чтобы Дух не сильно выделялся из этого золотисто-синего фона, и, великолепная работа с тенями и светом создаёт именно такой эффект.

Отметим также, что картина «Призрак Блохи» регулярно входит в топы самых страшных картин, нарисованных за все времена.

Призрак Блохи

Наряду с этой картиной в рейтингах всегда присутствует и весьма впечатляющее творение гениального Франсиско де Гойи «Сатурн, пожирающий своё дитя».

 

Бог-архитектор. Очень эпичная, величественная гравюра Уильяма Блейка. В центре картины изображён Бог в момент работы на созданием мира. Отметим мрачную, гнетущую атмосферу этой работы, которая формируется мрачной цветовой гаммой и необычной композицией. Бог здесь изображен в негативном плане, очевидно что он создаёт именно жесткие ограничения, рамки, которые символизирует циркуль в его руке.

Ещё один символ тесных оков, жестких рамок — это солнце, внутри которого находится главный герой картины. Оно красно-чёрное, зловещее, и по сути, представляет собой ещё один круг, ещё одни границы. Если продолжить толкование работы с точки зрения символизма, можно предположить наличие возможности вырваться из тесных, навязанных ограничений, ведь борода, волосы и рука Создателя находятся за пределами кровавого-красного солнечного диска.Бог-архитектор

Сегодня мы рассказывали вам об удивительном Уильяме Блейке. Его работы сочетают в себе черты школы живописи Нового времени с мистицизмом и загадочностью, смысл многих картин не разгадан до сих пор. Статья была подготовлена авторами сайта drawingforall, до новых встреч!

Оставить ответ